Фестиваль народных театров “Волшебная маска”

6-7 декабря в селе Чурапча прошел 5-й юбилейный фестиваль народных театров «Волшебная маска», который проводится раз в два года республиканским Домом народного творчества. В этом году  фестиваль собрал 7 народных театров и народный театр Среднеколымска участвовал заочно. По всей республике работают 53 народных театров. На первый взгляд, кажется, что фестиваль собрал мало театров. Но это обстоятельство объясняется двумя, по-моему, отрицательным и положительным причинами. Во-первых, фестиваль, традиционно проводимый весной и по финансовым вопросам отмененный, (вдруг нашлись деньги!) перенесли на декабрь. Во-вторых, недавно прошел еще один фестиваль, посвященный 70-летию драматурга Дмитрия Наумова. Поэтому добрая часть, которая принимала участие на наумовском фестивале, не участвовала, а другая часть просто не была готова к объявленному в декабре фестивалю. Отрадно отметить, что, несмотря на декабрьскую суровую погоду, на громадные расстояния и трудности финансирования, любовь к вечно живому театральному искусству собрала 85 артистов народных театров, плюс еще режиссеров-постановщиков, звукорежиссеров и режиссеров по свету – более ста людей, и состоялся теплый искренний праздник преданных искусству талантов и одаренных людей.

Репертуар фестиваля тоже радует. В последнее время народные театры в ногу с профессиональными театрами, начали работать на качество постановок, что влияет на выбор актуальной темы и хорошей драматургии. Судя по репертуару фестиваля можно заметить, что постановки народных театров обогащаются по жанру и, увидев все спектакли, убеждаешься, что культура постановок в эстетическом плане и художественной обработке развивается.

Открытием этого фестиваля стали два театра из Алдана, которые впервые участвовали на фестивале. Народный театр «Образ» порадовал постановкой комических новелл по рассказам Михаила Зощенко. Прежде всего, меня поразил выбор автора. Ведь Зощенко даже профессиональные театры опасаются ставить. Не только потому, что так называемым «бытовым сатирическим сценам Зощенко» трудно подобрать нужный «язык постановки», но также трудно поймать и юмор. Ведь Зощенко в своих рассказах противопоставляет простого человека с его наилучшими потребностями духовного обогащения к бюрократической системе. Во-вторых, поразила массовость. В спектакле «Кое-что из Зощенко» участвовали восемнадцать артистов. Они с режиссером-постановщиком Еленой Воронковой прочитали рассказы Зощенко, «изучили» нэповские 20-30-е годы, вместе подбирая музыку, танцы, бутафорию и костюмы. И спектакль получился целостным, с хорошей подачей атмосферы того времени и  искренней подачей персонажей того времени. А спектакль «Детектор лжи» Василия Сигарева Театра юного зрителя г. Алдана всех нас очаровал актуальностью темы, режиссерской постановкой и профессиональной игрой актеров. Тут надо обратить внимание на одну проблему. Алданский ТЮЗ является полупрофессиональным коллективом, где почти все актеры имеют актерское образование, из-за отсутствия статуса профессионального театра существует, как говорится «между небом и землей». Удивительно, но это факт, что до этого времени алданцы ни разу не участвовали на фестивале. Актер Александр Ясень, исполнивший роль гипнотизера и получивший  приз «Лучшая мужская роль», закончил РУТИ (ГИТИС) и преданно служит родному театру. А режиссер спектакля Евгений Гузман заменил отсутствующего актера и сам играл роль мужа Бызова, чья жена пригласила гипнотизера, чтобы узнать, где муж спрятал деньги. Евгений Гузман тоже профессиональный актер, который в последнее время занимается постановками и получил за этот спектакль приз «Лучший режиссер». Хотя участия профессионалов на фестивале народных театров не должно быть, жюри решил – раз пригласили на участие, надо судить, не пропадать же талантам. Думаю, что пришло время всем миром решить проблему статуса Алданского ТЮЗ-а. Они, как Мирнинский и Нерюнгринский театры, могли бы развиваться как профессиональный театр, потому что у них есть база и огромный потенциал.

Известный в республике своей деятельностью народный театр «Олонхо» из Верхневилюйска порадовал нас спектаклем «Аал уот» И.Гоголева. Изумительно, что северная легенда классика якутской литературы, народного писателя Ивана Гоголева, как никогда актуальна на сегодняшний день. Какой прекрасный якутский язык, какая красочная постановка, которая напоминает нам, что является  важным в нашей современной быстротечной, суетливой и нагроможденной всякого рода негативными информациями жизни. Как когда-то северные люди хранили огонь своего очага, нам, людям 21-го столетия, надо относиться очень серьезно к теплоте людских сердец, любви к родному народу, утрата которых принесет необратимые потери в развитии целой цивилизации. В течение 50-летнего существования театр «Олонхо» поставил немало прекрасных постановок. Они одни из первых, кто ставил олонхо, и всегда отличались талантливыми артистами. В этом году они порадовали зрителей своими юными дарованиями. В театре появилось много молодых талантов, которые наравне с аксакалами Трофимом Мироновым, Дарией Яковлевой, поразили зрителей своими игровыми достижениями и серьезным отношением к актерскому искусству. Зрителям очень понравился Чучунаа в исполнении Дмитрия Егорова и характерная роль Дьэргэлгэн Дмитрия Дъячковского. Во всем этом заслуга преданного своему делу режиссера Татьяны Семеновны Борисовой, которая умеет выпестовать молодых талантов.  

Второй день фестиваля открыл Диринский народный театр со спектаклем «Соһуччу үөрүү» по рассказу классика якутской литературы Эрилик Эристиина. Начинающий режиссер Марианна Толстоухова сделала хорошую инсценировку. Тема оказалась тоже актуальной. Ведь и сегодня, как и тогда, нет гарантии на стабильную жизнь: пока трудится глава семейства – есть достаток, если помрет, некому за семью заступиться. Прокопий Тарабукин, сыгравший роль Түҥкүнэ Байбал, старого жениха, которого нашла семья князя-опекуна для молодой девушки Аксиньи, дочери вдовы Варвары, очень понравился зрителям. Несмотря на постоянную кашель, старик держался бойко, интонация и реплика соответствовали народному типажу, что вызывали у публики живую реакцию.

Немюгюнский народный театр порадовал членов жюри особенно. Начинающий режиссер Алена Филиппова поставила нелегкую пьесу «Пашня» Н.Садур. Абсурдийский театр нам близок благодаря эпосу олонхо. Параллельные миры, явь и потусторонняя жизнь как бы ни были известны из олонхо, все равно осуществить абсурд на сцене очень трудно. Нужно найти верную интонацию и подобрать соответствующих актеров. Хотя в этом спектакле из-за отсутствия актрисы режиссер исполнила роль Лидии Петровны, сотрудницы института, которая приезжает на уборку картофеля и заблудилась. Но не в ущерб спектаклю, она великолепно справилась с ролью. И странную женщину, встреченную на пашне, играет великолепно Сардана Томская. Сценография, свет и музыка вполне соответствуют жанру, несмотря на отсутствие технических возможностей непрофессиональной сцены. Дуэт не только передал правильно внутренние ассоциации, а завораживал зрителей искренней игрой.   

Ботулинскому народному театру им. Ольги Григорьевой в этот раз не очень повезло, заболел режиссер, но артисты все-таки приехали. Отсутствие режиссера сказалось в организации постановки. То музыка не подавалась вовремя, то артисты раньше времени появлялись на сцене. Но артисты не растерялись, и, преодолев маленькие «неполадки», достойно сыграли спектакль до конца. Ответственность велика, когда выбираешь классику. Театр поставил известную комедию Н.Неустроева «Злой дух». Интересно то, что эту комедию можно трактовать и по-другому. Артисты великолепны в том плане, что они очень хотят и умеют играть. Очевидно, что режиссер не нашел правильную трактовку линий персонажей.

Сунтарский народный театр им.В.Николаева, основатель «Волшебной маски», представил на фестивале спектакль «Хара саһыл» С.Зверева-Кыыл уола. Пьеса олонхосута С.Зверева отличается невообразимой красотой стихосложения, стройностью сюжета и, как ни странно, актуальностью темы. Сунтарский народный театр является одним из самых известных. Они всегда в творческом поиске, всегда активны и собирают в свой театр народные таланты. Спектакль переносит зрителей во времена Тыгына, когда  с появлением русских казаков прежняя жизнь начинает меняться. Главного героя охотника Бүтүкүй  (лучший артист театра Ефрем Афанасьев) убивают, на первый взгляд, из-за наживы, из-за чернобурок, которых великолепный стрелок добывал больше других и, в то же время – это конец вольной жизни якутских племен и других родов, населяющих огромную территорию Якутии. Первая весть о том, что начинают собирать ясак в виде пушнины, приходит на берег Вилюя. Об этом извещает, убежавший с долины Лены боотур Модун Хара. Сценография и костюмы сделаны со знанием исторической темы, красиво и со вкусом.

В первую очередь, надо отметить хорошую ансамблевую игру актеров, которые органически красиво двигаются по сцене, умеют петь тойук и танцевать. Соответствующий историческому времени темпо-ритм заставляет зрителя прислушиваться к каждому слову. Наблюдая за исполнением нераспространенного ритуала в спектакле, невольно думаешь, как ценны те источники, в которых целостно описывается тот или иной обряд, соединяющий человека с природной энергией, которую сейчас начинают восстанавливать по зову генетической памяти, находя в этом душевное очищение и духовное возрождение. Эти обряды и исполнение пения тойук алгыс украшают и насыщают спектакль. Кылыһах знаменитой народной исполнительницы Марии Ивановны Егоровой-Тойуктаах Маарыйа, которой 88 лет, возводит спектакль на поэтическую и трагическую высоту. Замечательно, что в творческий коллектив включились молодые люди, как Гаврил Андреев в роли Сүүрүк Салбантай, Ньургун Григорьев в роли Модун Хара, которые играют не хуже профессиональных актеров. Спектакль по праву завоевал главный приз – «Лучший спектакль».

Здорово, что в преддверии Года театра состоялся фестиваль народных театров, чей вклад в просвещении и одухотворении населения огромен в наше засоренное негативами время. И от всей души хочется поздравить с творческими успехами истинно народных артистов, режиссеров, чьи труды и энтузиазм, пробиваясь сквозь жизненные, в наших северных условиях в двойне трудные преграды, радуют нас, сея разумное, вечное, прекрасное.

Надежда Осипова

На фестивале работала жюри в составе:

Председатель – Очосов Юрий Дмитриевич  – Отличник культуры РС (Я)

Члены жюри:

Боппоенова Мария Гаврильевна – Заслуженный работник культуры РС(Я)

Исаков Валентин Гаврильевич – Отличник культуры РС(Я)

Осипова Надежда Осиповна – сотрудник литературной части Саха театра, театровед.

Захаров Алексей Константинович – специалист по жанрам народного творчества  Республиканского Дома народного творчества и социально-культурных технологий

Итоги фестиваля «Алыптаах Мааска»:

Специальные номинации:

  • Номинация «За весомый вклад в развитие народного театра» присуждена Марии Ивановне Егоровой, заслуженному работнику культуры РС(Я), артистке Сунтарского народного театра им. Владимира Николаева.
  • Приз жюри «Эксперимент» присужден Немюгюнскому народному театру, реж. Алена Филиппова.
  • «Приз зрительских симпатий Глазами зрителей» присужден Сардане Томской, артистке Немюгюнского народного театра.
  • Специальная номинация Нюрбинского государственного передвижного драматического театра «Перспективный молодой артист» присуждена Дмитрию Дьяковскому, артисту Верхневилюйского народного театра «Олонхо».

Номинации:

  • «Лучшая женская роль» – Дарья Гужева за роль Бызовой Н.П., Алданский народный ТЮЗ.
  • «Лучшая мужская роль» –  Александр Ясень, за роль Лебедева Н.Н.- гипнотизера, Алданский народный ТЮЗ.
  • «Лучшая женская роль второго плана» – Мотрена Захарова за роль Кэргэн дьахтар, Ботулунский народный  театр.
  • «Лучшая мужская роль второго плана» – Дмитрий Егоров за роль Чучуны, Верхневилюйский народный театр «Олонхо».
  • «Лучшая Инсценировка (работа драматурга)» – режиссер Марианна Толстоухова, Диринский народный театр, спектакль «Соһуччу үөрүү».
  •  «Лучшая работа балетмейстера, хореографа» – Алданский народный театр «Образ», спектакль «Кое-что из Зощенко».
  •  «Лучшая работа звукорежиссера» – Алданский народный театр «Образ», спектакль «Кое-что из Зощенко».
  •  «Лучшая работа художника по свету» – Немюгюнский народный театр, спектакль «Дьиибэ дьахтар» («Бааһына») Н. Садур.
  •  «Лучшая работа художника по костюму» – Сунтарский народный театр им. В.Николаева, спектакль «Хара саһыл» С.А. Зверева-Кыыл Уола.
  •  «Лучшая работа художника-постановщика» – Алданский народный театр «Образ», спектакль «Кое-что из Зощенко».
  •  «Лучшая работа режиссера» – Алданский народный ТЮЗ, спектакль «Детектор лжи» В.Сигарева, режиссер Евгений Гузман.
  •  «Лучший спектакль» – Сунтарский народный театр им.В.Николаева, спектакль «Хара саҺыл».