Техника плетения из конского волоса

Культ коня имеет огромное значение в мифоритуальном пространстве народа саха. Весь вещный мир и обрядовая символика народа саха связана с «конской тематикой». Конский волос “сиэл” как креационное сырье широко ислользовался и используется до сих пор при изготовлении ритуальных атрибутов.

 У народа саха издревле существовал культ коня. По представлениям якутов, конь – священное животное из небес. Якутская лошадь является основой жизнедеятельности нашего народа. Её присутствие мы ощущаем не только в чисто материальной сфере, но она является и высшим духовным божеством, средоточием мировоззрения народа саха. Конский волос является уникальным природным поделочным материалом, который с давних пор широко употребляется в быту. Традиции работы с конским волосом – это концентрированное воображение многовекового культурного и эстетичного опыта народа.

Плетение из конского волоса – древнее ремесло народа саха. Издревле скотоводы и охотники саха изготовляли из волос якутской лошади необходимую для жизни хозяйственную утварь, обрядовые принадлежности, одежду и детские игрушки. Каждая семья передавала секреты плетения из поколения в поколение, от матери к дочери, от бабушки к внучке.

В изделиях применялся естественный тёплый свет волоса из гривы жеребёнка с плавными переходами от белого до чёрного, его нежность и мягкость, позволяют создавать произведения с довольно обширной световой гаммой, которая, как нельзя точно, ложится в цветовую философию мировосприятия народа саха.

Рис.1 Конский волос

Лучшим волосом считается волос с хвоста, худшим – очески, с гривы или с хвоста. Ради волос гриву кобыл жеребят по осени обстригают. Жеребцов и рабочих лошадей не стригут. Считая, что животные от этого слабеют. Конский волос у якутов имел и ритуальное и хозяйственное значение, например, при ритуальных обрядах они использовали именно конский волос, поскольку свои представления и благополучие и довольствие соединяли именно с конем. А коневодство было традиционным занятием народа саха. Использовали конский волос и при изгнании злых духов. Шаманы при обрядовом исполнении использовали кнут или ветки, с навешанными на ней пучками белых конских волос, пучков этих может быть: три, пять или семь, но никогда не бывает их четное число, а также бросали в огонь немного конского волоса. Количество пучков говорило о силе шамана.

 В старину почти все якуты умели из конского волоса скручивать нити вручную на коленях, сучить и сплетать различной толщины нити, шкуры и веревки для привязывания домашнего скота, сплетать из них незамысловатые, но совершенно уникальные и удивительно сгармонированные по колористическому звучанию циновки для деревянных нарт и принадлежности женской сбруи: повод, недоуздок, уздечки, потники, подседельники, нередко чепрак, а также волосяной кнут, комаромахалку, мужские и женские шляпы. Кроме изготовления предметов бытового обихода и для отделки плели из конского волоса для охотничьего снаряжения: тетива для лука, петли для охоты на зайцев и т.д. Даже использовали конский волос для плетения рыболовных сетей. Волосяные сети легки, прочны, быстро сохнут, мало преют и мало заметны в воде. Илим (рыболовные сети), мунха (невод), куйуур (кукла), туьах (петли для уток и зайцев), чарапчы (снеговые очки из конского волоса), мамыкта (оленьи веревки), и т. д. Конским волосом расшивались берестяные туеса. Из него делались изящные вещи, как комаромахалки с серебряными ручками украшенными геометрическим узором и меховой опушкой. Привлекает внимание ковры, плетенные из конского волоса. Путем соответствующего подбора цвета волос составлялся строго геометрический очень мягкий по общей тональности орнамент ковров. Отличительная особенность их необычная прочность и практичность в быту.

Рис.2. Берестяной туес, расшитый конским волосом

Изделия из конского волоса создают тепловую изоляцию, согревая больные органы, а выступающие кончики жесткого ворса, раздражают кожные покровы и через нервные окончания, связанные с внутренними органами, помогают проникать в тело человека. Также конский волос способен нейтрализовать отрицательные электрические заряды, что помогает снимать боли, нервные напряжения. Циновку из конского волоса стелили, на нарах где она влагу не пропускает, имеет лечебное свойство и параллельно была магическая защитная функция от негативного влияния Нижнего мира, так как конский волос во всех ритуальных обрядах имел сакральное значение.

Рис.3 Циновка для нарт и для нары, лавки  (кровати)

 Как писал дореволюционный исследователь и путешественник Миндендорф А. Ф. якуты изготовляли необходимые предметы и красивые вещи из меха, кожи, железа, дерева, бересты, кости и волоса, также он отмечал, что, конский волос применяли в ритуальных целях, «. . . ручка кружки на пирах (чороон) обвязана имеющимися особое значение волосами из лошадиной гривы, связанными в пучок и свидетельствующим о том, что кружка освещена, потому что якуты повсюду считает себя окруженными духами. . . ».  Особое место в традиционной системе обрядности занимала плетка (кымньыы) широкое применение которых в ритуальной практике было обусловлено их высоким семиотическим статусом.

Кроме использования в быту, конский волос является сырьем для изготовления предметов декоративно-прикладного искусства. Якутские мастерицы способом плетения изготавливают прекрасные изделия: коврики, шляпы, картины и многое другое. Часто героями сюжетов картин являются лошади, к которым якуты испытывают особое трепетное отношение и неизменное восхищение красотой и грацией их стремительного полета. Таким образом, конский волос имеет магическую силу для нашего народа. Изделия, выполненные из этого материала очень удобны в эксплуатации, и обладают декоративными свойствами. Техника плетения из конского волоса имеет богатый диапазон техникохудожественных возможностей, что дает условие их реализации в разнообразных изделиях.

Конский волос сиэл.

Происхождение якутского сиэл Э.К. Пекарский связывает с турецким джала и бурятским и монгольским диэл, означающим конскую гриву.

Рис.4. Сиэл. Грива.

В сакральном пространстве сиэл как креационное сырье выполняет апотропеическую, очистительную и коммуникативную функции. Конский волос сиэл как отдельный ритуальный атрибут широко применялся в разных обрядах и шаманской практике, кроме того, из него вили прочные веревки ситии.

Если обратиться к лингвистической семантике. то слово ситии имеет следующие значения: 1а) волосяная веревка (нить), веревка из конского волоса. моток из конской шерсти; 16) зависимость; 2а) ведение (слепого) за поводок; 26) приданое, приданный скот [3]. Таким образом, ситии как волосяная нить выступает в качестве соединителя, связи между двумя мирами – реальным и ирреальным.

Первым из мастеров начала заниматься   плетением из конского волоса самоучка

Рис.8. Прокопьева (Стручкова) Прасковья Ильинична – Кыл кыыьа, Алгыстаана Уус.

Родилась 6 апреля 1964 г. в с. Хатылы Чурапчинского улуса. В 1983 г. она окончила Намский колледж технологии и дизайна им. И. Е. Винокурова. После 1991 г., когда люди начали искать свои корни и восстанав­ливать традиции народа, Прасковья поступила в Хабаровский пединститут на заочное отделение художественно­графического факультета. Как-то на одной выставке прикладного искусства в г. Хабаровске среди множества картин и коврами Прасковья заметила какое-то знакомое творение, как будто родное, но не могла понять, какого народа это было искусство. Она пригляделось и ей стало очень стыдно, там было написано: «Якутская АСССР» и «Чурапчинский улус». «Я тогда даже не подозревала, что якуты плетут из конского волоса», – рас­сказывает Прасковья Ильинична.

Когда настало время писать диплом, Прасковья решила, что тема будет связа­на с плетением из конского волоса. Она вернулась обратно к себе в Чурапчинский улус, чтобы узнать техно­логию скручивания волос, но, к сожале­нию, ответа не нашла. Позже она снова приехала в Хабаровск и познакомилась с сокурсницей из Бурятии, которая научи­ла её первоначальным навыкам работы. Далее она своим трудом и упорством начала плести из конского волоса украшения, гобелены и т.д.  На работу ее из конского волоса благословила народная мастерица Республики Саха (Якутия) Пинигина Евдокия Семеновна.

– В те годы происходила утеря наци­ональной культуры, традиционных про­мыслов – в том числе и работа с конским волосом. Я посчитала, что изучение ху­дожественного традиционного искусства своей нации – это очень актуально в свя­зи с интересом народа к своим истокам. Традиции работы с конским волосом это концентрированное выражение многовекового культурного и эстетично­го опыта народа.

Сплетая тонкие нити, Прасковья Ильинична  создает  ковры, сумки и даже украшения. По словам мастерицы, кроме красоты, полученные изделия обладают лечебным свойством. Все изделия создает только своими руками. Ее авторские головные уборы отличаются тонкостью работы.

Рис.9. Коврик из конского волоса

Кыл Кыыһа-Алгыстаана Уус изготавливает художественные полотна из конского волоса, ее работы выкупают первые лица  и большие гости республики.

Свою первую работу – панно «Аал-лук мас» (Древо жизни) – Прасковья Ильинична выполнила в  1994 году. Делегация Республики Саха (Якутия) попросила данную работу  представить в Японии, где ее, конечно же, ­купили. Тогда она решила,  что сделает подобную работу повторно, сейчас она очень об этом жалеет, так  как не смогла повторить то, что со­творила тогда.

‘‘В свое творчество я вкладываю всю душу, только тогда мои творения становятся по-настояшему неповторимыми», – рассказывает Прасковья.

Рис.10. Портрет М.К.Аммосова, видного политического деятеля.

Сейчас работы Прасковьи Ильинич­ны есть в музеях, многие работы дарят гостям столицы. Творчество художника стало уже семейным делом. Старшая дочь также увлеклась плетением из конского волоса и открыла свой маленький бизнес ОАО «Саха сиэл».

– На изготовление эксклюзивного изделия уходит несколько дней. Самое главное надо хорошенько обработать материал, то есть промыть хорошо и об­сушить. Сложность работы с волосом состоит в том, что это грубый, жесткий материал с ограниченными цветовыми возможностями, но эти недостатки при умелой обработке переходят в достоин­ства.

Рис.11. Орел. Гобелен

В своих работах-гобеленах худож­ница использует множество оттенков, которые в конечном итоге сливаются в один сюжет. Прасковья начала вплотную заниматься творчеством еще со студенчества.

Повязка для головы, которая на­зывается «тымырдаайы». имеет очень полезные свойства. В последнее время даже молодежь начала покупать такие повязки. Работа с конским волосом – одна из самых древних техник изготовления плетеных изделий. Сегодняшний интерес к изготовлению изделий из него свя­зан с широкими возможностями для проявления творчества, доступностью и экологической чистотой этого материала. В последнее время интерес к издели­ям из конского волоса значительно возрос. Люди заметили еще и его целебные качества и оберегающие свойства. Конский волос имеет большую магическую силу и в настоящее время применяется в обрядовых и ритуальных целях.

рис.12. Пошаговый рисунок плетения.

В рисунке 11 показаны как из гривы лошади сплести тонкую витую волосяную веревку (ситии). Сначала надо ее хорошо обмыть в воде с шампунем или мылом. После того, как вы смоете гриву, вы сначала ее раздираете по одной или несколько штук (1/1), и бросаете в  одну кучу. Если хорошо раздирать гриву, то улучшается качество обработанного материала.

Для того, чтобы сплести тонкую витую волосяную веревку, нужно большое внимание. Изделие должно быть прочной и ровной (Рисунок 1).

Разодранные конские волосы ложишь в кучу по одну-две штуки  (1/2). Отделить короткие и длинные волосы. (1/3).

В соответствии с тонкостью прядения, волосы соединяют с двух сторон с  головной части и в основании пряди где сужается веревка добавляем по несколько волос (1/8) и начинаем скручивать. Степень прочности зависит от того, насколько плотно волосы сплетены между собой.  Таким образом, при скручивании волос получается ровная веревка (ситии).  (1/8).

ССЫЛКА на видео материал плетения из конского волоса.

9. Способы и формы передачи традиции: 

Разработала авторское методическое пособие «Сахалыы кыл, сиэл, сун, кулуьун оноьуктар» (Плетение из конского волоса)  для учителей школ и руководителей кружков. По этой методике начиная с конца 90-х годов в школах и наслегах начали работать кружки, любительские огбъединения по плетению из конского волоса.

  10. Справочная информация

Перечень наград Кыл Кыыһа-Алгыстаана уус

– народный мастер РС (Я) с 1997 г.,

            – член творческого союза художников России и международной федерации художников.

          – Дипломант зональной выставки народного творчества г. Златоуст 1996 г.

– Дипломант  республиканской выставки-конкурса «Дьоьогой» 1999 г.,

– Лауреат выставки народного прикладного искусства на открытии павильона «Культура» ВВЦ г. Москва 2000 г.,

– Участница выставки «Народное искусство Якутии» г. Ниигата, Япония 1994 г.,

– Участница республиканской выставки, посвященной 50-летию ЮНЕСКО 1996 г.,

– Участница выставки «Дни Республики Саха (Якутия)» г. Париж 1996 г.

Награждена Почетной грамотой Союза художников Якутии, дипломом ЮНЕСКО.
О творчестве Кыл Кыыьа Алгыстаана Уус пишут в газетах, в журналах и в книгах. Ее гобелен «Хатынчаана» и панно «Алаас» украшают ресторан «Орто Дойду», с ее этно-костюмом певица Ый Кыыса выступила в Штаб-квартире ООН, гобелен-портрет Максима Кировича Аммосова была подарена его дочке и находится в Москве.

Издания

 Стручкова, П. И. Сахалыы кыл, сиэл, сун, кулуьун оноьук : [уьуйаан учууталыгар кеме] / П. И. Стручкова. – Дьокуускай, 1998. – 38 с.

Книга почета Намского педагогического колледжа им. И. Е. Винокурова / [сост. Е. В. Ядреева ; редкол.: Е. В. Ядреева, О. Г. Готовцева, Л. М. Спиридонова]. – Намцы : Намская типография, 2013. – 167 с. : портр.
О ней: С. 96-97 ; 116-117.

Айар талаан биһигэ – Эҥсиэли хочото : выставка художников и мастеров Намского улуса Республики Саха (Якутия) (6-20 мая, с. Намцы, 2007 г.) : альбом / [рук. проекта Е. В. Ядреева ; ред. Н. А. Слепцова ; фот.: Г. Г. Петров, Е. С. Стручков ]. – Намцы ; Якутск : Якутский край,
2008. – 62 с. : ил., портр.
О ней: С. 69

11. История выявления и фиксации (история, экспедиции и т. д.) Экспедиция в Намский улус,  Ленский наслег.

12. Источники информации:

—  Личный архив Прокопьевой Прасковьи Ильиничны;

— Фонд народного творчества Республиканского Дома народного творчества;

13. Современное состояние объекта: Прасковья Ильинична защитила диплом на «отлично», приехала обратно на Родину и стала учить детей данному ис­кусству, выпустила пособие по методике плетения из конского волоса.

Работала учителем Хатырыкской и Техтюрской школы-комплекса Мегино – Кангаласского улуса, преподавателем технологии Намского педагогического колледжа «Уьуйаана» («Обучение») по плетению из конского волоса, директором Центра художественных промыслов Намского улуса, Прасковья Ильинична Прокопьева мастер-педагог по плетению из конского волоса.

14. Формы сохранения и использования объекта в деятельности учреждений культуры. В данное время во всех культурно-досуговых учреждениях республики  работают кружки по плетению из конского волоса. Организуются различные конкурсы, фестивали, выставки. Проводятся мастер-классы. 

Рис. 13. Обучение детей. 
рис.14. Афиша мастер-класса народного мастера Якутии Прокопьевой П.И.

Рис.15-16.  Моменты мастер-класса.

15. Авторы/Составители

Прокопьева Прасковья Ильинична, народный мастер Республики Саха (Якутия)

Васильева Любовь Ивановна, главный методист отдела НКН АУ РС(Я) РДНТиСКТ;

16. Дата публикации: 18.05.2022

18.Сведения, сопровождающие аудио-видео и фотоматериалы:

аудио- и видеоматериалы

ОПИСАНИЕ ВИДЕОМАТЕРИАЛА

Технология изготовления из конского волоса. Мастер-класс П.И.Стручковой – Кыл Кыыһа Алгыстаана Уус.

В видеоматериале использованы фотографии работ П.И.Стручковой-Кыл Кыыһа Алгыстаана Уус, мастера Захарова Иннокентия Михайловича с.Оргет Верхневилюйского улуса.

Фото коней  Иванова Афанасия Афанасьевича, Яковлева Трофима Егоровича с. Быракан Верхневилюйского улуса.

Фото кружков по технологиям плетения из конского волоса клубных формирований Оргетского и Быраканского наслегов Алексеевой Альбины Алексеевны, Николаева Андрея Андреевича.

Видео клубных формирований с. Оргет Верхневилюйского улуса сняты Николаевым Андреем Андреевичем.

Использованы фото из личного архива работ П.И.Стручковой-Кыл Кыыһа Алгыстаана Уус.

Видеооператор: Ефремов Аркадий Анатольевич, специалист по методике клубной работы отдела НКН РДНТ РС(Я);

 Монтаж материала: Тойтонов Иван Александрович, специалист по методике клубной работы отдела НКН РДНТ РС(Я);

Длительность: 37:44

Хранение: Фонд НКН РДНТ РС(Я)

НАДПИСИ ФОТОГРАФИЙ

Рис.1 Конский волос

Рис.2. Берестяной туес, расшитый конским волосом

Рис.3 Циновка для нарт и для нары, лавки  (кровати)

Рис.4. Сиэл. Грива.

Рис 5. Заготовка конского волоса.

Рис.6. Волосяная веревка (нить).

Рис.7. заготовка готовой нити

Рис.8. Прокопьева (Стручкова) Прасковья Ильинична – Кыл кыыьа, Алгыстаана Уус.

Рис.9. Коврик из конского волоса

Рис.10. Портрет М.К.Аммосова, видного политического деятеля.

Рис.11. Орел. Гобелен

рис.12. Пошаговый рисунок плетения.

Рис. 13. Обучение детей. 

рис.14. Афиша мастер-класса народного мастера Якутии Прокопьевой П.И.

Рис.15-16. Моменты мастер-класса.

Использованная литература

Источники и литература

 1. Акимов В.В. Технология изготовления гобелена из конского волоса[Текст] В.В.Акимов.- Якутск:Бичик, 2005.- 20 с.

2. Аммосова Е.Е. Народные истоки творчества. – Якутск: Бичик, 1994.-91с. 3)

3. Докторов П.И. Ремесло и кустарное производство якутов (история и современность). – Якутск: Бичик, 1993.-59с.

 4. Мир саха: народное искусство [авт-сост. С.В. Никифорова, И.В. Покатилова]. – Якутск: Бичик, 2014. – 240 с. 5) 5. Серошевский В.Л. Якуты.