Народное пение саха – тойук

Как у каждого народа, у народа саха, есть народная песня. Называется тойук. Тойук-народная национальная песня-импровизация, исполняется торжественно в стиле дьиэрэтии ырыа (плавная, цветистая песня с гортанными призвуками, именуемыми кылысах). Термин кылыһах в научный оборот был введён композитором Г.А.Григоряном  для обозначения своеобразных, гортанных форшлагов – придыханий, которые являются характерными для песенного стиля якутов дьиэрэтии. Кылыьах (кылысах) – горловой призвук в якутском народном пении, украшающий мелодию песни с различными мелизмами. Кылысах похож на характерное вздрагивание, дрожание, дребезжание («вспыхивание») голоса. Кылысахами обильно украшается дьиэрэтии ырыа. Кылысах, его имитация – характерная особенность всех якутских народных песен.

Кылыһах считается техникой народного пения, основанной на особенностях звуковой и артикуляционной базы народа. По мнению большинства исследователей, кылыһах якутов является одним из разновидностей сольного двухголосия, сохранённого песенной культурой тюркских народов.

 Э.Е. Алексеев дает следующее определение данного жанра: «Тойук – развернутые эпические импровизации, рождающиеся по любому возвышенному поводу, – основной, но не единственный жанр стиля дьиэрэтии ырыа. В этой торжественной манере импровизировались когда-то традиционные восхваления природы и обращения к духам-покровителям во время весенне-летних кумысных празднеств – ысыахов (ыhыах), так же слагались праздничные застольные песни и некогда многочисленные алгысы – всевозможные благопожелания, напутствия, славления». Ю.И. Шейкин считает, что тойук – «это наиболее традиционный тип песен саха, которые, как правило объемны и исполняются на традиционные народные мелодии». Существуют несколько разновидностей тойуков. Мелодика напевов тойуков основана на «раскрывающемся ладе», который не имеет единого ладового центра, и тоны в ней функционально равноправны. Тоны соотносятся между собой местоположением. Соответственно существуют верхние опорные, средние опорные и нижние опорные тоны, которые в равной степени устойчивы. Интонацию составляют узкообъемные ячейки, чаще всего не превышающие чистую кварту, в которых превалирует раскачивающийся между двумя тонами мелодический рисунок с преобладанием терцовых и больше секундовых интонаций. Характерной особенностью тойуков-славлений являются внутрислоговые распевы, которые в якутском традиционном пении играют большую роль. Они представляют собой основополагающее средство выразительности песен стиля дьиэрэтии ырыа.

Зверев С.

Распевы бывают краткие – двух- и трехзвучные, а также протяженные – вокализованные. Среди кратких наиболее распространен распев, представленный большей частью двумя звуками – слигованными восьмыми одного звуковысотного уровня, перемежающимися форшлагом или кылысахом. Такого рода краткий распев является характерной канонической особенностью якутской традиции исполнения народных песен. Вокализованные распевы подразделяются на зачинные и каденционные. Оба вида вокализованных распевов по своей протяженности разнообразны и могут включать от четырех до двадцати и более звуков на один слог. При этом зачинные распевы в мелодико-интонационном отношении родственны зачину «Дьэ буо!». Каденционные же распевы характеризуются многократным ускоренным утверждением нижнего опорного тона, что также свойственно музыкальному окончанию традиционного зачина. Большая или меньшая степень протяженности распевов зависит от стилистической, региональной и жанровой принадлежности музыкальных образцов. Именно каденционные распевы характеризуют жанр тойук.

Тойук-славление характеризуется свободой импровизационного развития мелодии, выраженной достаточно протяженными красочными распевами. Форма тойука представляет собой последовательность музыкальных тирад, которым соответствует членение словесного текста. Слог словесного текста распевается обычно двумя звуками и более. Каждая музыкальная тирада завершается обычно каденцией, расцвеченной распевом с кылысахами, довольно протяженной по размерам. Ведущим элементом тойука является текст. Он определяет и общую музыкальную композицию, и внутреннее строение отдельных разделов. В соответствии с содержанием текста тойук членится на несколько разделов-тирад. Отдельные тирады могут включать от 3-4 до 12- 15 и более стихотворных строк.

  • Петрова М.Н. Тойуктаах Марыына

Тойук подразумевает под себя напев о чем или о ком-нибудь специальным методом – хоһуйан.(импровизация). Якутский народ с давних времен все песни называл «тойук», поэтому и в нынешнее время песня называется песня-тойук («ырыа тойук»). Это якутская национальная техника пения.

10. Способы и формы передачи традиции: Тойук имеет очень древнее происхождение, что мы сейчас точно не можем уточнить когда народ начал петь тойук. Но благодаря нашим предкам, фольклористам и особенно народным певцам, мы сумели сохранить этот многовековой кладезь искусства и продолжаем передавать из поколения в поколение. Якуты обычно селились по аласам – полянам среди леса. Изба, поле, трава, деревья и небо, – вот и все, что окружало человека. И не с кем было поделиться своими чувствами, когда вдруг становилось плохо и одиноко. И люди пели: топит ли человек камелек (национальный очаг), готовит ли пишу – поет. Заболеет – опять поет. Даже ругались люди между собой тойуком!

В песне «тойук» поется о мыслях, воспоминаниях и пожеланиях исполнителя. Во время работы, мастеря, верхом на быке и лошади исполнитель может начать напевать «тойук» дополняя и изменяя содержание песни. Поэтому издревле у народа существует поговорка «Каждый якут, сидя на на быке- певец-тойуксут, а у печки-камелька-олонхосут».

Якутское народное пение неискушенному человеку на первый взгляд кажется однообразным, утомительным, однотонным. Но первое впечатление постепенно рассеивается, когда начинаешь вслушиваться песни-тойук лучших исполнителей.

Стиль песни дьиэрэтии ырыа-торжественная, плавная, чаще протяжная песня. Стиль пения дьиэрэтии носит импровизационный характер, разукрашенный обильными кылыьахами(кылысахами). Песни в стиле дьиэрэтии начинаются с возгласа : «Дьээ- буо!»,»Кер бу!»

  • Титаров А.Т.

На современном этапе  начиная с дошкольных учреждений проводятся мастер-классы, аудиоуроки, конкурсы, прослушивание мастеров народного пения.

Справочная информация

11. История выявления и фиксации (история, экспедиции и т. д.): В якутской филологии выявлены различные типы тойуков и характерно членение их на: песни-тойуки, мифы-тойуки и поэмы тойуки. Мифы-тойуки повествуют о мироздании и временах года, песни-тойуки – о родных местах. «В этих бытовых песнях-тойуках, помимо красочного описания природы, правдиво изображается этнография быта: убогое жилище бедняков, подробно дается физический тип обитателей юрты, их одежда, пища, семейные и социальные отношения». Существовали также масштабные исторические тойуки об Эллэе, Омогое, Тыгыне, Василии Манчаары. Тем не менее, «краткие по масштабам “песни-приветствия” и “песни-восхваления” приобретают большую востребованность в фольклорной практике XX в., чем песни-истории». Отдельную группу жанра традиционной песенности якутов составляют поэмы-тойуки или песни-поэмы. Н.В. Емельянов в предисловии к книге «Якутские народные поэмы-тойуки» из серии «Саха народнай ырыалара» («Якутские народные песни») пишет: «В якутском фольклоре бытуют целые циклы больших песен-тойуков новеллического характера о похождениях “добрых молодцев” и о несчастной женской доле. Эти произведения отличаются от обычных песен-“ырыа” своеобразной формой исполнения напоминающей олонхо: устный пересказ перемежается с песнопением. Сцены, показывающие быт, внешность и характер героев, их поступки передаются рассказом, а речи их – монологи и диалоги – поются в стиле “дьэ буо”. Но поэмы-тойуки только по форме исполнения напоминают олонхо, а по содержанию они близки, как к любовной лирике – “туойуу”, так и к социально-бытовым песням». Поэмы-тойуки отличаются масштабностью и многоэпизодностью, сюжет их имеет завязку действия, развитие, кульминацию и развязку. Известно, что подобные песни были долгими, подобно бурятским долгим песням уртын дуунууд. По мнению Г.М. Васильева якутский «певец мог тянуть свои описания так долго, что лето могло смениться осенью или осень – весною, а за это время дерево успело бы или увянуть, или зацвести. Если вербальная часть поэм-тойуков все же в некоторой степени изучена, то музыкальная составляющая их вплоть до настоящего времени не исследована. Тойук – протяжная песня на манер дьэ буо, которая занимает в музыкальном фольклоре якутского народа центральное место. Интонационная форма тойука уникальна и, как своеобразный вид горлового пения, не поддаётся современной нотации. Тойуксут-народный певец-импровизатор, исполняющий тойук.

 Дом народного творчества организовывает экспедиции в улусы республики. Подготовили к выпуску книгу исполнителей песни тойук. В нем зафиксированы более 500 исполнителей народного пения начиная с XVII века по наши дни.

12. Источники информации:

Библиография 1. Алексеев Э.Е. Проблемы формирования лада. На материале якутской народной песни. М.: Музыка, 1976. 288 с.

 2. Алексеев Э., Николаева Н. Образцы якутского песенного фольклора. Якутск, 1981. 100 с.

3. Васильев Г.М. Живой родник. Якутск, 1973. 303 с.

 4. Головнева Н.И., Кириллина З.И. Якутская музыкальная литература. Якутск, 1991. 400 с.

5. Жирков М.Н. Записи Якутских песен, произведенных в группе Вилюйских районов и высказывания о якутской музыке. 212 с. // Архивный фонд Национальной библиотеки РС(Я) им. А.С. Пушкина. Ед. хр. 4.

6. Ларионова А.С. Functioning of genre Yakut folk song Toyuk in urban culture // Global Science and innovation: materials of the III international Scientific Conference, Chicago, October 23-24th, 2014. Chicago – USA, 2014. P. 11-14.

 7. Ларионова А.С. Напевы якутского героического эпоса олонхо: текстология и символические аспекты. Саарбрюккен (Германия): LAP LAMBERT Асаdemic Publishing, 2012. 178 с.

 8. Ларионова А.С. Проблемы музыкальной текстологии // Современные проблемы гуманитарных и естественных наук: Материалы четвертой научно-практической конференции 18-20 октября 2010 г. М., 2010. С. 171-172.

9. 10. Шейкин Ю.И. История музыкальной культуры народов Сибири: Сравнительно-историческое исследование. М.: Вост. лит., 2002. 718 с.

11. Якутские народные песни: В 4 ч. На якут. и рус. яз.; Ч. 4: Якутские народные поэмы-тойуки. Якутск, 1983. 280 с. T

13. Современное состояние объекта. Содержание тойуков охватывает широкий круг тем, так как данный жанр предполагает импровизируемый текст о любых значимых, либо малозначительных событиях, волнующих исполнителя, а также разнообразие выбора тематики. Это могут быть песенные импровизации о родной земле, животном и растительном мире, о явлениях природы, мироздании. На современном этапе тойук развивается. Появляются молодые исполнители. Проводятся конкурсы, фестивали народного пения тойук. С каждым годом число исполнителей тойук возрастает.

4. Айсен Федоров . Сунтарский улус

14. Формы сохранения и использования объекта в деятельности учреждений культуры. В улусах, наслегах работают клубные формирования по интересам. Почти во всех клубах созданы фольклорные коллективы. По республике функционируют 37 народных фольклорных коллективов: Абыйском, Алданском, Аллаиховском, Верхневилюйском, Вилюйском, Кобяйском, Момском, Намском, Нерюнгринском, Нижнеколымском, Нюрбинском, Олекминском, Оленекском, Сунтарском, Таттинском, Томпонском, Усть-Янском,  Хангаласском районах и в  г. Якутск

По исполнению тойук в республике насчитывается 251 самодеятельных творческих коллективов. Есть групповые коллективы по народному пению тойук.

  • Курулгэн. Фольклорный ансамбль

15. Авторы/Составители: Васильева Л.И.

16. Дата публикации. 14.03.2022 г.

17.Сведения, сопровождающие аудио-, видео- и фотоматериалы:

аудио и видео материалы

  1. Зверев Сергей-Кыыл Уола. Улуу Лениҥҥэ уруй! (Слава Владимиру Ульянову-Ленину!) Радиофонд Якутии.Запись 70-х годов.  Фонд нематериального культурного наследия. РДНТиСКТ, г.Якутск;
  2. Петрова Мария Никифоровна-Тойуктаах Марыына. Партияҕа уруй-айхал! (Славлю Коммунистическую партию СССР.  Тойук. Запись Лосотова В.С. 2010 г. Фонд нематериального культурного наследия. РДНТиСКТ. г.Якутск;
  3. Титаров Андрей Титович. Тойук олонхо. (Тойук из олонхо А.Титарова «Ездящий на незнающем страха ярко-рыжем коне, имеющий упрямый нрав и дикий характер богатырь Хардааччы»  Запись Шейкина Ю.И. 1992 г. Фонд нематериального культурного наследия. РДНТиСКТ. г.Якутск;
  4. Айсен Федоров. Слова А.А.Кундэ. Сайын Тойук. Экспедиция в Сунтарский улус. Запись Васильевой Л.И. 2019 г. Фонд нематериального культурного наследия. РДНТиСКТ. Г.Якутск;
  5. Групповое исполнение тойук. Дьөһөгөй Айыы (Священный конь). Экспедиция в Сунтарский улус. Фольклорный ансамбль «Курулгэн». Руководитель Зедгенидзова Светлана Николаевна. Сунтарский улус. Запись Васильевой Л.И. 2019 г., Фонд нематериального культурного наследия РДНТиСКТ;