Якутский круговой танец «Осуохай»

Якутский круговой танец «Осуохай» (классический образец ритуального кругового танца, исполняемый большим количеством танцующих – возник у якутов как ритуальный танец благодарения и обращения к Небу и Солнцу, божествам айыы и духам-хозяевам природы иччи. Запевала танца задает тон, участники танца подхватывают его слова).

Якутский традиционный круговой танец осуохай отражает идею трехчастной концепции мира. Круговой танец осуохай органично входит в структуру солнечной символики. танец связан с древнетюрской традицией каждый год в начале лета устраивать моления небу во время религиозно – культового празднества Ысыах. Танец рассматривается как моделирование вертикального пространства с целью установления диалогических связей с божествами – айыы.
В ритуальных танцах разрабатывались ключевые символы пространственной образности. Пространственные символы у якутов связаны с мировым деревом Аал Луук Мас, который являлся осью трех миров.
Круговые танцы якутов пронизаны эпическим духом и эпическими традициями.
Во-первых – в круговых танцах, как и в эпических сказаниях, применяется рефрен- многократный повтор. Принцип многократного повтора строго придерживался в круговых танцах. Рефрен придерживался в лексике, композиционном рисунке танца, запеве, тексте;
Во-вторых, импровизационная сущность танца также свидетельствует о связи с эпическими традициями;
В-третьих, движение кругового танца осуохай сакрализованы. Особенно его первая часть – ритуальные поклоны. Многократные поклоны – этикетное поведение древних якутов. Текст эпоса полон описаний архаичных, ритуальных поклонов. Круговой танец осуохай – неотъемлемая часть всеобщего моления божествам айыы;
В-четвертых, круговой танец осуохай, как стереотипная последовательность ритуальных действий, объединяет в себе слово, движение, пение. Танец исполняется на специальном месте под открытым небом и направлен кнебожителям Верхнего мира. Осуохай танцевали, чтобы установить связь между божествами и людьми в интересах племени -рода. Круговой танец осуохай по духу, структуре, архитектонике концептуально близок к эпическим образам.
В-пятых, круг-классическая форма отражения главной идеи эпоса: человек-природа-космос.
В-шестых, календарная приуроченность кругового танца осуохай также соответствует эпическим представлениям. Он исполняется во время расцвета природы. Поэтичная атмосфера пробуждающейся природы, позитивный настрой людей создавали атмосферу, близкую с эпической картиной.
В-седьмых, трехчастная структура танца, ее логическая последовательность свидетельствуют о драматургическом развитии. Структура танца свидетельствует о завершенности и законченности танца.
Осуохай-классический образец ритуального кругового танца, исполняемый большим количеством танцующих – возник у якутов как ритуальный танец благодарения и обращения к Небу и Солнцу, божествам айыы и духам-хозяевам природы иччи.
В тюсюлгэ танцующие должны точно повторять слова и мотив запевалы. В Центральных районах вслед за запевалой повторяют все. В Вилюйских районах пение запевалы вначале подхватывают те, кто в тюсюлгэ находится рядом с ним. Это может быть объяснено тем, что в вилюйских тюсюлгэ, в том числе сунтарских, из-за большого размера, ширины тюсюлгэ запевалу могло быть плохо слышно остальным танцующим осуокай. В связи с этим можно вспомнить тот факт, что в Сунтаре в одном тюсюлгэ (круг осуохая – И.В.) бывали три-четыре запевалы
В осуохае есть такие понятия, как хаамыы үҥкүү, т.е танец-шагом, или о кульминационной части танца как көтүү үҥкүү – танец-полет, танец-воспарение. Вначале в ритме “дьээ-буо” осуохай начинается с размеренного шага, затем идут движения в ритме мотива дэгэрэн, движения, шаг постепенно и переходят в көтүү – полет. Сегодня запевалы с так называемым «долгим дыханием» могут достигать кульминации в танце несколько раз и их осуокай продолжается 2-3 часа (Лукина,2005, с. 290).
М.Я. Жорницкая, исследовавшая якутские народные танцы с хореографической точки зрения, выделила пять разновидностей ныне существующих танцев по виду основного движения: якутский, вилюйский, амгинский, усть-алданский (наихинский), олекминский. Все они состоят из трех частей: зачина, основной части (танца шагом) и танца прыжком. Автор в результате исследования пришла к выводу, что эти вариации танцев сложились сравнительно поздно, в процессе расселения якутов и обособления отдельных групп (Жорницкая, 1966, с.29, 41). Она считает, что первоначальной основой пяти вариантов якутского кругового танца был хаамыы үҥкүү (шаг-приставка). Инвариант и варианты этого танца сопровождались песней в стиле дэгэрэн.
Талант запевалы осуохая определяется на основе нескольких критериев: во-первых, красотой и силой голоса, возможностями его кылысаха, во-вторых, богатством используемых изобразительных средств языка, силой воздействия на слушателей, в-третьих, соразмерностью движений и пения, пластичностью танца. Таким образом, действительно, осуокай обладает синкретичностью, объединяя в себе три вида искусства: музыку, танец и поэзию. При лишении осуокая одной из этих составляющих несомненно пострадает значение его как фольклорного произведения.
Таким образом, якутский традиционный танец осуохай генетически связан с центрально-азиатской религиозной системой. К Солнцу, Небу, изобилующим сакральностью, обращались якуты с молитвами, песнопениями, танцами. Верховному божеству Юрюн Айыы Тойону -создателю всего сущего, якуты обращались с просьбой ниспослать благополучие, счастье. В этом отразились древние пратюркские религиозные воззрения. Религиозно-мифологический смысл поклонения Небу, Солнцу пронизывает все ритуальные, обрядовые действа якутов, где четко выражен символизм «подъема», «вознесения». Небесная символика особенно четко прослеживалась в танцевально-пластических действах. Самобытность кругового танца осуохай состоит не только в его этнической специфике, но и в пластически – образном мышления якутов, воспринимавших этот танец как приобщение к духовному, божественному., В круговом танце люди ощущали себя неотъемлемой частью Вселенной -величественной и созидающей.
Якутский танец осуохай моделирует вертикальное пространство. Это один из способов выстраивания диалогических отношений с божествами. Танец соответствует мифическим парадигмам, пронизан сакральной энергией и встроен в мифоритуальный контекст.

https://youtu.be/_RGz8sdIqnM

Вадим Константинов. Ысыах Туймаады 2003 г. г. Якутск.- Фонд РДНТиСКТ. Продолжительность: 17:23.

Розалия Тихонова. Осуохай в с. Верхневилюйск. 2002 г.- Фонд РДНТиСКТ. Продолжительность: 12:57.