Автор описания: Дьяконова Варвара Егоровна,
кандидат искусствоведения, заведующий аспирантурой,
доцент кафедры искусствоведения АГИКИ,
отличник культуры РС(Я).
Якутский варган хомус является символом музыкальной культуры народа саха. Республика Саха (Якутия) – один из главных мировых центров изготовления металлического варгана и игры на нем. Исполнительство на металлическом варгане активно развивается как в сольной, так и в ансамблевой форме музицирования. Причем оно развивается в двух направлениях – традиционном и современном эстрадном.
Издревле якуты-саха любили играть на варгане хомус. Звуки инструмента имели охранительную функцию. Согласно легенде, злые духи абааhы старались подражать звукам хомуса, но скоро запутывались и с досадой уходили обратно (Попов А. 1949, 265). Музицирование на варгане служило также средством коммуникации. Так например, мальчишки и девчонки летом специально собирались толпами и играли на хомусе, женщины при помощи этого фоноинструмента рассказывали о событиях, происходящих в их жизни, молодые парень и девушка, наигрывая на хомусе, высказывали друг другу сокровенные мысли (Чахов 2012 б, 39), наигрыши на хомусе с особой артикуляцией использовались «в системе форм любовных ухаживаний как ‘зашифрованное’ средство звукового общения» (Никифорова 1991, 48).
Древние якуты использовали три разновидности варгана — из дерева, кости или рога животных и металла (Худяков 1969, 153). Деревянный варган масхомус~тырынка был известен в качестве детской звуковой игрушки и представляет собой лопатовидную лучину, у которой тонкая сторона является язычком. При игре на нём язычок держат у открытого рта и защипывают пальцем, а утолщенная сторона деревянной лучины служит держалкой. Сведений о конструкции варгана из кости или рога животных муос хомус не найдено. Первое изображение пластинчатого варгана у саха в виде лопатовидной пластины, внутри которой вырезан язычок ступенчатой формы,дает русский естествоиспытатель и путешественник А.Ф. Миддендорф (Миддендорф 1878, 808). У основания язычка и на другом конце фоноинструмента привязаны веревки. Одна веревка (концы которой связаны) служит держалкой, а за вторую, к концу которой привязана лучина, дергают правой рукой, извлекая звуки. Инструмент с рисунка Миддендорфа мог быть изготовлен как из дерева, так и из кости.
В настоящее время пластинчатый варган изготавливается в основном из щепки (стружки) лиственницы или березы. Язычок (клиновидный или ступенчатой формы) вырезается внутри рамки. В концертной практике инструмент не прижился, в связи с его ограниченными акустическими возможностями.
Наибольшее предпочтение древние саха отдавали металлическому хомусу. Инструмент имеет типологические сходства с инструментами народов Сибири, России, а также тюркского мира. Традиционный якутский металлический варган тимир хомус состоит из корпуса подковообразной формы к середине которой прикреплен язычок. Эталонным образцом традиционного хомуса считается хомус С.И. Гоголева-Амынньыкы Уус.
Согласно традиции саха, на хомусе играли преимущественно женщины. Как пишет русский революционер, этнограф, фольклорист И.А. Худяков «в начале XIX века по рассказам верхоянских якутов, к ним приезжала молодая шаманка Дьэрэлийэр, у которой к шелковым кушакам были привешены семь или восемь железных посеребренных хомусов в черных деревянных футлярах» (Худяков 1969, 362). Она славилась своей красивой внешностью и за ней во время ее поездок по Якутскому и Верхоянскому округам ездили по пять или шесть молодых людей, которые вместе с ней играли на хомусе.
Существуют также сведения о бытовании у саха металлического варгана с двумя язычками икки тыллаах хомус. В начале ХХ века большой любовью пользовалось творчество хомусистов Ньиэт Быраат, который в большие праздники играл на хомусе с двумя язычками. Его репертуар составляли импровизации «Ледоход на реке Витим», «Портрет семи женщин», «Хоппуоннах Удаган», «Собрание у князя» и др. Каждую роль он исполнял, вживаясь в образ героя произведения, следуя содержанию текста, подражал его движениям и жестам. По рассказам очевидцев «стиховая часть (текст) при игре на хомусе прослушивалась оченьчетко» (Жиркова 1991, 14).
Во второй половине XX века особой популярностью пользовались искусные хомусисты Е.К. Осипова (Вилюйский район, с. Кыргыдай), Е.Р. Лазарев (Таттинский район, с. Ытык-Кюель), М.С. Бадаева (Вилюйский район, с. Уотту), М. Ильина (Кангаласский район, с. Техтюр), Д.И. Кривошапкин (Намский район, с. Партизан), Х.Ф. Таскина (Вилюйский район, с. Баппагай), Х.И. Устинова (Кангаласский район), С.С. Егоров (Нюрбинскийрайон, п. Нюрба), А.И. Матвеева (Вилюйский район, г. Вилюйск), А.М. Птицына (Мегино-Кангаласский, с. Хорообут), Л.Н. Турнин (Таттинский район), С.А. Зверев-Кыыл Уола (Сунтарский район) и др.
Одним из первых исполнителей, который вывел хомусное искусство на российскую концертную эстраду стал хомусист-импровизатор Лука Николаевич Турнин. Он неоднократно принимал участие во Всероссийском смотре художественной самодеятельности в г. Москве (с 1948 г.). Один из первых пропагандистов ансамблевого исполнительства Лука Николаевич ездил по районам Якутии и организовывал ансамбли хомусистов.
За время существования практики музицирования на хомусе сложились различные приемы игры на этом инструменте. Традиционные и некоторые современные приемы игры на хомусе были впервые описаны филологом, известным исполнителем на хомусе И.Е. Алексеевым-Хомус Уйбаан. В последующие годы описания приемов игры на хомусе были сделаны в пособиях игры на хомусе Р.Р. Жирковой, С.С. Шишигина и др.
При игре на хомусе инструмент держат одной рукой за подковообразную держалку (тиэрбэс), прислонив его рамку (сыҥаахтар) ко рту между верхними и нижними зубами. Звук извлекается с помощью ударов кисти свободной руки по язычку (тыл) хомуса. Существуют несколько разновидностей ударов: наар охсуулар односторонние удары; хардары-таары охсуулар двусторонние (Алексеев) или переменные (Шишигин) удары; тарбах араас охсуулара варианты ударов пальцами (Алексеев) или боковые, пальцевые (Шишигин) удары. Система традиционной техники звукоизвлечения на хомусе по характеру исполнения включает приемы сыыйатардыы – «умеренная игра», «протяжная игра»; дьүhүрэтии – вибрационная игра, дьиэрэhитии – звонкая игра (Шейкин 2004, 122); по способу звукоизвлечения – «сюрюн доргоон – основной тон, который образуется при нулевой артикуляции органов речи, без движения языка, глотки, без включения носовой полости; уос дорҕооно – губной звук, основанный на механическом движении губ исполнителя: «о», «ө», «ү», «б», «в», «м»; бэлэс дорҕооно – глоточный звук, который образуется при мгновенном смыкании и размыкании глотки с корнем языка исполнителя при произнесении звукосочетания «аhа»; мурун дорҕооно – носовой звук, образующийся при смыкании мягкого нёба с задней стенкой языка исполнителя, останавливающих проход воздуха по полости рта и открывающих проход воздуха через полость носа в соединении с горловым и легочным резервуаром на артикуляции звука «ң»; көҥкөлөй дорҕооно – гортанно-легочное звукоизвлечение, которое достигается путем закрытия носовой полости мягким нёбом при максимальном раскрытии полости рта, горла и лёгких, образующих полую «трубу» резонатора» (Алексеев 1988, 13-14).
Особую сферу традиционного интонирования на хомусе также представляют звукоподражательные наигрыши. Звукоподражание хаастатыы (гусиное пение) образуется на артикуляции слога «ля» (Алексеев), «л», «ль» (Жиркова), касанием кончика языка исполнителя альвеол, различных точек твердого и мягкого нёба. Күөрэгэйдэтии (пение жаворонка) осуществляется движением языка исполнителя без касания твердого нёба на многократном произнесении слога «йа» (низкий жаворонок), «йе» (средний жаворонок) и при высоком подъеме языка исполнителя на артикуляции звука «йи» или «и» (высокий жаворонок) (Алексеев), а также «ый-ый-ый» (Шишигин). Звукоподражание голосу кукушки кэҕэлэтии был разработан хомусистом А.А. Пахомовым и представляет собой артикуляцию в глоточно-зевном участке с произнесением слогов «кхах-куук», «хах-кук» (Алексеев), «кук-куук» (Шишигин). Широко известен также прием табыгыр (стаккато) (Алексеев, Берестов), который используется при имитации стука дятла, топота копыт, весенней капели и др. Эти характерные звуки образуются при нажатии основания язычка хомуса у круглого ободка большим пальцем левой руки или при смыкании губ исполнителя (Алексеев, Шишигин).
Одним из выдающихся личностей якутского хомусного искусства рубежа ХХ-ХХI веков является Иван Егорович Алексеев. Его научная и творческая деятельность по возрождению хомусной музыки, виртуозное исполнительское мастерство, широкая пропаганда якутского хомуса известны не только в Якутии, но и далеко за её пределами. Изучая варганы народов мира, он устанавливает устойчивые творческие контакты с выдающимися российскими и зарубежными исполнителями, мастерами и варгановедами. Благодаря творчеству Алексеева были намного расширены границы исполнительского мастерства. Впервые в практике хомусной музыки импровизационные приемы игры он довел до сюжетно-тематического сочинительства, тем самым подсказал молодому поколению исполнителей новое направление в музыкально-творческой деятельности хомусистов-солистов. Иван Егорович долгие годы был руководителем ансамбля хомусистов «Алгыс», способствовал профессиональному становлению хомуса на концертной сцене. Репертуар ансамбля составляли такие программные композиции как «Ыччат ырыалара» (Песни молодежи), «Сахалыы матыыптар» (Якутские мотивы), «Сарсыарда» (Утро), «Ыhыах түhүлгэтэ» (Ысыах), «Лена кытылыгар» (На берегу Лены), «Дьүhүйүү» (Импровизация), «Дьүрүhүй хомуhум» (Играй, мой хомус) и др.
Широкое распространение ныне также получает прием т.н. «мелодической игры» на хомусе. При исполнении некоторых фольклорных наигрышей можно услышать два пласта звучания: остинатный основной тон хомуса и звуки его обертональной системы (Никифорова 1988, 45). Мастером мелодической игры на хомусе является С.С. Шишигин. Согласно его наблюдениям низкий звук образуется при произношении звука «о», при этом язык уходит назад и ротовая полость максимально расширяется, а при образовании высокого звука «и» ротовая полость уменьшается в объеме и язык должен почти касаться нижних зубов (Шишигин).
Среди знатоков традиционного исполнительства на хомусе необходимо отметить также имена, виртуозов-хомусистов Спиридона Шишигина, Петра Оготоева, Федоры Гоголевой, Альбины Дегтяревой, Юлияны Кривошапкиной-Дьүрүйээнэ, Кима Борисова и др., молодых хомусистов Эркина Алексеева, Иваниды Алексеевой (Бугуловой), Вероники Лыткиной, Артура Семеноваи других.
Современная хомусная музыка развивается также в русле направлений музыки XXI века фолк- и поп-музыка. Импровизации на хомусе основываются на дыхательных приемах (звуки извлекаются при вдохе и выдохе исполнителя в самых различных ритмических сочетаниях). Активно продолжают развиваться звукоподражательные приемы, имитирующие голоса птиц (чайки, ворона, журавля) и животных (лошади, олени, волка), завывание ветра, «дыхание тундры» и т.д. («Легенда о мироздании»,«Легенда о древних сражениях»,«Посвящение Великому кузнецу Кудай Бахсы»). Некоторые из этих приемов основаны на технике вокальной перкуссии бит-бокс. Некоторые хомусисты играют, повернув инструмент тыльной стороной и помещая язычок хомуса в свой рот (Ф. Гоголева, А. Дегтярева, А. Павлов, А. Рожин).
Современное хомусное исполнительство так же, как и традиционное, активно развивается в сольной и ансамблевой форме музицирования. Большую популярность приобретают наигрыши на хомусе под звучания электронной музыки хомусистов Юлианы Кривошапкиной-Дьүрүйээнэ, Олены Подлужной-Уутай, Владимира Дормидонтова-Айтыын, Айсена Аммосова, Василены Шариной, Алисы Долгуновой (Саввиновой), Айтала Мырсанова и др., а также этно-группы «Айархаан» композиции которого построены «на контрасте “живого” (конкретного) и “неживого” (электронного) звучаний» (Мещанинов, Холопов 2020). При участии Альбины Дегтяревой, Юлианы Кривошапкиной-Дьүрүйээнэ, Ольги Подлужной, также группы «Айархаан» были сняты такие музыкальные видеоклипы, как «Орто дойду» (Срединный мир), «Санаам утаҕын оhуора» (Узоры, сплетенные из мыслей моих), «Хомуhум үҥкүүтэ» (Танец моего хомуса), «Сүрэҕим» (Мое сердце), «Уhуктуу» (Пробуждение), «Уутай» и др.
Еще одним из перспективных направлений современного исполнительства на хомусе является исполнительство профессиональной композиторской музыки для хомуса (Концертная импровизация для хомуса с симфоническим оркестром Н.С. Берестова, «Уhуктуу» (Пробуждение) З.К. Степанова, «Алаас» (Поляна) В.В. Ксенофонтова, этно-рок фантазия «Таас Хайа» (Каменная гора) и композиция для хомуса со струнным ансамблем «Хомус» Н.А. Михеева, фрагменты из опер «Биhик ырыата» (Колыбельная) З.К. Степанова и «Саасчаана и Сааскылаана» В.В. Ксенофонтова и др.), которое в виду отсутствия академических исполнителей на этом инструменте, пока не получила своего развития.
- – Алексеев И. Искусство игры на якутском хомусе. – Якутск, 1988. – 19 с.
- Дьяконова В.Е. Играющие на хомусе: традиционное и современное музицирование на якутском металлическом варгане. Культурные контексты // Зрелищные искусства: контакты и контексты: Сборник статей и эссе / Отв. ред. С.И. Рыжакова; сост. и ред. С.И. Рыжаковой и Р.Р. Султановой; Институт этнологии и антроплогии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, Институт языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан. – Казань: ИЯЛИ, 2020. – С. 217-226.
- – Жиркова Р.Р. Методическое пособие игры на хомусе. – Якутск, 1991. – 43 с.
- Мещанинов П.H., Холопов Ю.H. Электронная музыка.URL: https://www.belcanto.ru/electron.html (дата обращения 02.02.2020)
- – Миддендорф А. Ф. Путешествие по Сибири и Востоку. Ч.2. Север и Восток Сибири в естественно-историческом отношении. Отдел VI. Коренные жители Сибири. – СПб., 1878. – 833 с.
- 88 – Никифорова В.С. Некоторые особенности фольклорных наигрышей на якутском хомусе // Варган (хомус) и его музыка. Материалы I Всесоюзной конференции 1988. – Якутск, 1991. – С.43-48.
- –Попов А. А. Материалы по истории религии якутов бывшего Вилюйского // Сб. МАЭ. – 1949. – Т. IX. – С. 265-266.
- – Худяков И.А. Краткое описание Верхоянского округа [Текст] / Под редакцией В.Г. Базанова. – Л : Наука, 1969. – 439 с. –
- –Чахов А.И. Өбүгэлэрбитмузыкаларынтөрүтдорҕоонноро. – Дьокуускай: Көмүөл, 2012. – 136 с.: ил.
- – Шишигин С.С. Играйте на хомусе. Методическое пособие. – Покровск 1994. – 30 с.